Критические замечания к статье З.П.Морозовой (ГИМ 1999)

Битва суздальцев с новгородцами и чудо иконы Богоматери "Знамение" 1170 г.

с точки зрения Научной Хронологии


Черным текстом идут выдержки из статьи. Белым выделены в ней интересные для НХ места. Синим цветом идут мои комментарии.


Настоящий сюжет посвящен новгородской иконе Богоматери "Знамение" и рассказывает о чуде этой иконы во время битвы новгородцев и суздальцев в 1170г.

В первой половине 16 века в житийной иконе новгородского архиепископа Иоанна, участника событий 1170 г., в клеймах появляется тема чуда от иконы "Знамение". Военные эпизоды составляют лишь "зачин " и "концовку " рассказа.

Новгородская икона Божьей матери "Знамение" стала родной и для Ярославля. В ярославской церкви Ильи Пророка в клеймах рамы иконы "Знамение" , в клеймах иконы "Богоматерь на троне" Семена Спиридонова (Ярославский художественный музей) , в клеймах костромской иконы "Знамение" (ГИМ) воспроизведены сцены жестоких сражений.

Подобный сюжет предстает перед нами в тетради из плотной , чуть желтоватой бумаги, скрепленной суровыми нитками. Бумага датируется 1760г. В тетради -14 листов с контурными изображениями , выполненными сажей в технике налепки (Один из способов перевода изображения с иконы на бумагу. Изображение обводилось по контуру составом из сажи и чесночного сока, накладывался лист бумаги и приглаживался рукой. На бумаги получался зеркальный отпечаток.)

На верхнем поле клейма - текст, раскрывающий содержание. Основой явился краткий вариант "Воспоминания о Знамении" , составленный в конце 15 века. Мастер, подписывающий клейма , не следовал за текстом дословно, но держался очень близко к оргиналу.

В клеймах дружину практически не видно. На первый план, в буквальном смысле выступают отдельные личности: князь суздальский Андрей, его сын -княжич Роман (В тексте -ошибка переписчиков 12-14 века. Сына суздальского князя Андрея звали Мстислав.) , военачальники князя Андрея...Своей волей князь Андрей отправил сына и русских князей "воевать " Новгород.

Установить точно, где был создан оригинал,.. пока не удалось. Но целый ряд иконографических особенностей и живописная, свободная манера рисунка позволяют .. отнести оригинал образцов к ярославской школе. О принадлежности данного памятника ярославской школе ... говорит многое: архитектурные композиции клейм созвучны архитектуре фресковых росписей, детали княжеских одеяний аналогичны одеждам князей в церкви Ильи Пророка, оригинальные рукояти сабель в виде птичьей головы также находят подобие в оружии воинов на фресках. Ну тут добавить нечего. Фоменко в восторге.

Как видно, самой иконы наверно не осталось. Тем не менее -по композиции и технике исполнения (я видел несколько подобных прорисовок и гравюр с икон) можно судить что это действительно (по оценкам специалистов 14-15вв). Однако сразу встает ряд вопросов. Как видно по многим перспективным планам городов (а здесь приведены не все клейма), по одежде, знанию быта и предметов- создается ощущение что это писал участник событий. Вот например как рисовали то же НЕУЧАСТНИКИ -богомазы Битва новгородцев с суздальцами (Новгородский историко-худ музей 15в).

Как видно из фрагмента клейма обобщенный безликий город, совершенно невыраженные персонажи. Единственно что информативно- что икона все-таки была закреплена на столбе, да непонятные -то ли пушки -то ли трубы торчащие из войска. Также вызывает персонаж-вопросы княжич Роман. Во всех клеймах (и во вновь приведенной) фигурируют 3 человека).


В лето 6667 (1169) двиняне отметнушася от Новграда и не восхотеша дани давати и передаша суздальскому князю Андрею. Новгородцы послаша на Двину данника своего дани собираша и с ним послаша от пяти конец по сту мужей.

1 клеймо

На плоскости листа представлено несколько разновременных событий, следующих друг за другом. В левом верхнем углу мы видим двинян, "предаша суздальскому князю Андрею". Действие начинается именно там. На первом плане , в центре листа , -новгородские старшины, решающие отправить к непокорным воеводу с дружиной.

Размещение нескольких эпизодов в одном поле принято в иконописи 16-18 века, особенно в клеймах. Но детали интрьера говорят о том, что мастер стремится выйти в трехмерное пространство: арки, уводящие вглубь зального помещения, ступеньки потайной лестницы, ведущей вверх к приоткрытой двери, и , наконец городской пейзаж и удаляющиеся войска в проеме двери.

Уже в первом клейме иконописец доказывает нам, что он владеет арсеналом художественных средств своего времени: и прямой перспективой и свободной, даже изящной постановкой фигур, выполненых со знанием анатомических пропорций, и поистине этнографической точностью воспроизведения костюмов посадских старшин, купцов и воеводы. Эти особенности своего "почерка" мастер сохранит на протяжении всего повествования. К этому можно добавить и обратную перспективу для малых вещей (сундучок стол), весьма характерную для древних художников. Весьма странные наряды а также оружие видим мы как здесь так и далее. Однако если заглянуть например в оружейную лавку того времени -наше удивление рассеется. Много вопросов вызывает сцена с троном. Уж больно она не похожа на классические сцены ,вдалбливаемы нам с детства. Скорее сей трон смахивает на тот который приведен тут .Интересно наблюдать письменные приборы. Неужели с тех давних времен они дошли без изменения до конца 18 -19века.


Слышав же, князь Андрей ожесточися на новгородцев и посла на них 1500 людей ратных и начаша битися на Беле озере, и паде от полка Андреева много, новгородцев же паде 51 человек.

2клеймо

Во 2 клейме действие разворачивается в покоях князя Андрея. Его волевой импульс направлен к боярам, к воеводе и вслед войскам , уходящим на Белое озеро.

Живое движение войска уравновешивается монументальностью дворцовой галереи. В центре оказывается княжич Роман - "герой" последующих событий. Очень живописен воевода-в пластинчатом доспехе и ниспадающем плаще, стройный человек средних лет.

Предвижу недоумение читателя: почему военачальник княза Андрея облачен в отнюдь не русский костюм.

Стилизованные римские доспехи являлись традиционной формой воинов в иконописи. Исторический "реализм" предписывал одевать их так , как были одеты воины в первые века христианства. Но в 16-17вв. немало позаимствовали от западноевропейской гравюры , и костюмы воинов порой являют причудливую смесь античности и рыцарского западноевропейского доспеха. Тут сразу встает масса вопросов. Импульс импульсом -но почему князь Андрей сидит под турецким балдахином, на турецких же подушках. Под весьма странными сводами, похожими скорее на Европу.(Причем эта сцена повторяется и в других клеймах).Что за странные щиты и сабли у дерущихся войск. Что за пантонима разыгрывается перед нами-человек - у которого как в 37 году стерто лицо (именно размазано-это не дефект прописи-и затем нарисовано снова- и такое встречается в нескольких местах)-так вот он указывает на княжича Романа а тот- в свою очередь -на себя. Что хочет он? Что касается римских доспехов и европейской короны и туркцких подушек-тот кто читал фоменку -для того все становится на свои места. Если предположить что икона написана в 15 (а может и в 14вв-специалисты часто гонят все в 15 век -якобы век возрождения руси из татарского ига)-а это пропись -то никак нельзя принять обьяснения автора - про заимствование в 17веке.Что касается вооружения русских воинов -так оно такое и было-возьмите например сцену из куликовской битвы -вот как был одет Дмитрий или здесь . В то же время странно предпорожить что художник -ремесленник который благоговейно относится к своей работе будет с одной стороны вводить значительную детализацию -знание интрьера одежды и тд- и с другой стороны следовать каким -то странным канонам (на современных иконах я что-то такого канона не видел). Скорее всего -наоборот -тогда еще не было жесткого канона в церковной живописи - а появился он потом -в 16-17 вв- и введен продажной церковью в угоду Романовым.


По сем князь Андрей на ярость подвижеся и паки собра силу велику итти на Новеград. Посла сына своего Романа со всее силое, ис ним княза Мстислава и 72 князей со многими силами.

3 клеймо

События 3 клейма также совершаются во дворе князя Андрея -та же "сценическая площадка" ,тот же архитектурный стаффаж: справа уходящая вглубь ступенчатая галерея, у входа в нее -князь Андрей в рост, в тяжелых одеждах, ..в центре зала, у первой колонны, видимо, князь Мстислав. Левее -княжич Роман, которому князь Андрей передает "державу" как символ его главенства в этом походе. За спиной Романа - удаляющиеся войска... Таким образом , действие второго плана как бы размыкает границы листа к дальнейшему.

События первого плана дополняют два комично-роскошных воина дворцовой стражи, фланкирующие центральную группу. Роскошные -нероскошные - а автор пропустил занятную пантомиму. Стареющий князь Андрей держащий скипетр-знак власти -передает Державу -знак владения государством не бородатому типу со скипетром (который на себя показывает -мене! мене!) -а юнцу без знаков власти -который эту державу радостно хватает. Такое впечатление что здесь и далее подписанный текст только в общих чертах соответствует действительным событиям - и возможно был написан позднеее- вместе со стиранием лиц. А воины (начальники) -по разному на эту сцену взирают. Какой уж тут комизм. Очень злободневная картинка. Также следует отметить -что эта сцена происходит там же где и предидущая. Я уже не говорю о полумесяцах на знаменах и одеянии и щитах и саблях и тд.


И придоша на великий Новеград на свое богом попоснуе погибель

4 клеймо

Начиная с 4 клейма, события переносятся под стены Новгорода. Сюда прибыли обьединенные силы русских князей и расположились на дальних подступах к городу.

Первый план загроможден шатрами, знаменами -всем тем ,что свойственно земным властителям, находящимся тут же, в роскошных парчовых шубах, зубчатых коронах, шапках с собольей опушкой. На втором плане, за холмами виднеются знамена и пики воинства. Древко княжеского штандарта четко делит плоскость листа пополам, и вдали возникают очертания города.

Мощные стены кремля с островерхими крепостными башнями оберегают стройные шатры храмов, и ,как незыблемая твердыня Новгорода , высятся стены Софии Новгородской -главной святыни города.

Удаленность города подчеркнута двумя интересными деталями: вынесеной за пределы кремля и охраняющей мост сторожевой башней и ... подзорной трубой (!) в руках одного из свиты княжича. Ну к этой фразе добавит нечего. Молодец автор. Шатры -как видно турецкие - с кистями и полумесяцами . Хотелось добавит интересную деталь -на Софии здесь и далее нет крестов. (вернее в 2 местах они как бы подрисованы - но я утверждаю что не тем человеком кто делал пропись- у тогог была твердая рука - если он рисовал кистью прямую -она получалась прямой (кно-нибудь пробовал провести акварельной кисточкой идеально прямую линию)) . Что же касается отдельных крестов - то лучше бы для бога их не было. Столь кривых (святыня!)крестов трудно найти где - либо. Также в этом можно убедиться и здесь. Получается что все древние сговорились - и решили кресты упорно не рисовать.


Суздальцы же стояху под городом три дни, а третье нощь светителе Иоану, стояще на молитве, слыша глас: иди в церковь, иже на Ильине улице, и возьми образ Пресвятые Богородицы и вознеси на забрало града противу супостат, и узриши спасение граду. Архиепископ же , услыша глас, исполнился радости.

клеймо 6

Беззаботно пируют в шатре княжич Роман и пришедшие с ним князья. Знамена и палатки за холмами напоминают о многочисленности войска, окружившего город. Высокий холм с купой деревьев справа отделяет "супостатов" от Новгорода. "Новгородци же,слышаху ту силу великую, грядущую на ся, и печальны быша в скорбе велици и сетовании мнозею Молящися милостивому Богу и Пречистей его матери святей госпоже Богородици"

Вместе с согражданами во владычных палатах на Софийской стороне молится архиепископ Иоанн перед образом Спаса. За стенами его кельи высятся величественные апсиды Софии Новгородской. Отсюда начинаются чудесные события в городе. Ну здесь как всегда -стандартный набор -весьма странные доспехи ,щит у воина (голова его также была стерта -я восстановил что мог).Опять турецкие полумесяцы,шатры, столики, скамьи, подушки. Среди посуды мы видим граненый стакан (чарочку) для водки.Интересно (здесь не видно) что над некоторыми шатрами кто-то опять что-то стирал. На церквях нет крестов.


И по сем вознесоша честнуе икону противу ратных на забрало града.

клеймо 10

Текст 10 клейма кратко и ясно повествует о свершившемся. И снова иконописец дает развернутую панораму города, которая занимает все верхнее поле. Торжественно вознесена икона "Знамение" на городской стене.

Очень интересна реакция князей, пришедших "воевать " Новгород. Разнообразно и выразительно передано их состояние: старший, с обвисшими усами и брюзгливой гримасой, обернувшись к остальным, указывает скипетром на икону, изумленно взирает на икону красавец-средовек, жестом руки помогая своим рассуждениям, с ироничной усмешкой всплескивает руками юный безбородый княжич, и только во 2 ряду сумрачно слушает их рассуждения немолодой боярин. Тут добавить почти нечего -разве что автор забыл упомянуть о пушках , стреляющих из стен города . Очень хорошая панорама города - доказывающая еще раз что скорее это был очевидец событий. Как всегда странное вооружение и щит.Обратите внимание что двое держат скипетры (кто бы это мог быть). А товарищ в средине держит подзорную трубу, в которую недавно смотрел (для палки она коротковата, а франтоватых тросточек тогда не было- да и чб изображение (отфильтрованное) -увы не дает вам разглядеть всех деталей. На церквях опять нет крестов.


И бысть яко шестый час и начаша вельми радоватися и пустиша стрелы яко дождь много на град на сие честные она икона на град обратися лицем

Осаждавших не остановило появление на стене святыни новгородской. Они не почуствовали предупреждение свыше и пустили стрелы "яко дождь" . Икона Богоматери отвернулась от них.

Историки высказывают интересное предположение : икона "Знамение " была укреплена на круглом древке, как хоругвь. Если в доску попала стрела , она действительно могла повернуться вокруг своей оси и повернуться лицом к городу.

Море голов,знамен, пик бушует под стенами города. Там и здесь над головами воинов поднимаются мощные луки, и град стрел осыпает стены кремля. Самодовольное удовлетворениенаписано на лице молодого суздальского военачальника, наблюдающего эту картину. Защитники города, также с луками и камнями, пытаются отбить нападение. Тут вообще весело. На переднем плане стоит какой-то наглый турок- со скипетром, в чалме, с кривой саблей (рукоятка-птица) и со злорадством наблюдает как его войска обстреливают город.Пушки палят вовсю.Интересна перевязь - почему-то она находится справа у воинов. Крестов на церквях нет.


Видев же светитель слезы иконы, яко некий Едемский источник истекает, и прият ея в фелонь свой

клеймо

Икона Богоматери, отвернувшись от нападавших, заплакала. О ком плакала богоматерь? Иоанн Златоуст говорит, что плакать надо не о том, кому зло причиняется, а о том, кто его причиняет, так как ждет его неминуемая расплата.

Слезв Богоматери- дар неоценимый, и святитель Иоанн собирает их в "фелонь свой". А на город по-прежнему сыплется град стрел. Иконописец дает почуствовать напряженность противостояния, вынося на передний план двух воинов-суэдальцев в запале боевой страсти: один из них даже бросил щит, чтобы было удобнее натягивать лук.

 


И разгневался Господь на сопротивные, в том часе покры их тма, и начаша друг друга на смерть предавать.

................................

Граждане же ,видевшие на сопротивные такову победу и вышед из града, иных избиша, а иных живы емше и пленом довольно исполнившеся помащие Пресвятыя Богородицы

клеймо

В четырнадцатом клейме перед нами разворачивается последнее действие битвы новгородцев с суздальцами. Из открытых ворот, слева, выплескивается волна новгородских ратников. В руках первых -знамена, дальних - пики. Среди холмов видны скрещенные мечи, развевающиеся знамена и хоругви. Там еще идет сражение, но исход его предрешен -враг сломлен морально.

На первом плане -поверженные враги и плененный отрок-воин. Торжествующие новгородцы "под белы руки" препровождают его в город. Вдали, на горизонте, -Новгород, спасенный заступлением Богородицы.

 

Продолжение следует...