Стертая фреска в Московском кремле

Въ огненномъ моpе, или огненной реке живетъ великорыбье — огнеродный китъ или змей ЕлеаФамъ, на коемъ земля основана; изъ устъ его исходятъ громы пламеннаго огня, яко стрълено д!ло; изъ ноздрей его исходитьдухъ, яковътръ бурный, воздымаюиий огнь геенений. Въ последнии времена онъ задвижется, восколеблется—и потечетъ река огненная, и настанетъ светоnpecтaвление . Движение и повороты баснословныхъ китовъ потрясаютъ землю .Въ числе другихъ уподоблены облака и тучи представлялись горами и скалами, въ темныхъ вертепахъ которыхъ обитаютъ демоны, и богъ-громовник, разбивая тучи, потрясаетъ ихъ подземное царство (адъ). При затемнеии древнихъ метафорических , выражений—адъ, жилище демоиическихъ духовъ, помъщенъ былъ подъ землею, а богу летнихъ грозъ приписана сила колебать иастоящия горы и землю . Скандинавская мифология связываетъ землетрясения съ судорожными движениями Локи, а гречесшя сказания—съ напряженными усилиями прикованнаго къ скале Прометея и заключенныхъ подъ землею титановъ. Идея всесвътнаго, воздушнаго океана для позднъйшихъ индусовъ, позабывшихъ коренной смыслъ метафоры, слилась съ великими водами, омывающими земную поверхность. Все, что прежде сочеталось въ ихъ убежденияхъ съ небесиымъ моремъ, ВПОСЛЕДСТВИИ было перенесено на море нижнее, земное, и Варуна , первоначально владыка неба, получилъ значение бога земныхъ водъ. Та-же судьба постигаетъ и бога-громовника; рождаясь въ дождевыхъ тучахъ , онъ представлялся плавающимъ въ волнахъ воздушнаго океана, и потому назывался владыкою небесныхъ водъ или морскимъ царемъ. Coвместное употреблеше этихъ различныхъ именъ, выражающих   разныя стороны одного и того-же явления природы,—въ эпоху забвения исходныхъ пунктовъ мифическаго воззрения послужило къ признанию отдельныхъ божественныхъ образов: единое божество раздробилось на два самостоятельныхъ лица, и рядомъ съ Зевсомъ (Перуномъ) появился Посейдонъ (Морской царь), которому, следуя указанию присвоеннаго ему имени, приписана власть надъ всеми водами, омывающими пространную землю. Сопровождающими его вихрями богъ-громовникъ также бороздитъ (волнуетъ) реки и моря, какъ и облачное небо.

Подобно тому, какъ молниеносный Перунъ-Агни) переходить въ божество огня и определяетъ культъ этой стихии, такъ Перунъ дождящий переходить въ властителя морей, рекъ, источниковъ, и ВМЕСТЕ съ темъ возникаетъ поклонение этимъ последнимъ. Мы уже знаемъ, что происхождение земнаго огня приписывалось нашими предками богу грозъ, который послалъ на землю небесное пламя въ виде низринутой молнии; точно также и вода была его священнымъ даромъ, пролитымъ съ высокаго неба на низменное жилище смертныхъ въ виде; дождя. Падая долу, заставляя прибывать воды источниковъ и производя новые ручьи, дождь сталъ разсматриваться, какъ тотъ первоначальный элементъ, изъ котораго создались все земныя водохранилища. (Афанасьев)

Cледует отметить что эта тема довольно часто встречается на древних иконах 14-15вв. (другое дело что эти иконы весьма редки -например вы можете увидеть оную картинку в Третьяковской галерее). На приведенной фреске (которая была реставрирована компьютерным методом) видна земля окруженная 4 архангелами (?) с трубами . Весьма похожую картину можно увидеть также и на   раскольничьих иконах 18 века  например здесь    На первый взгляд аналогия слаба (центр-справа), однако кто видел аналогичные иконы 14 века (о них разговор особый) заметит как постепенно забывались истиные символы и сфера постепенно превратилась в озеро со щуками а "иисус" сдвинулся вниз . Однако поза и одеяние его остались прежним.

Staff&Co tm (C)